Доклад председателя комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергея Валентиновича Тарасова на окружных совещаниях руководителей образовательных организаций Ленинградской области по теме «От качественного образования Ленинградской области к качеству жизни. Приоритетные проекты» в 2016 году

Тема:  «Приоритетные  проекты образования. Новый этап»

Уважаемые коллеги! Уважаемые руководители!

Традиционно в рамках окружных совещаний мы обсуждаем способы и формы достижения задач развития регионального образования, обозначенных на августовском педсовете. В этом году окружные совещания посвящены реализации стратегических проектов в сфере образования, принятых руководством страны на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации в конце августа 2016 года.

СЛАЙД: перечисление приоритетных проектов

Нам  предстоит проделать большую работу по исполнению приоритетных образовательных проектов, к которым относится:

Современная образовательная среда для школьника;

Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации;

Доступное  дополнительное образование для российских детей;

Рабочие  кадры для передовых технологий;

Вузы как центры пространства создания инноваций.

Проекты нацеливают систему образования на обновление подходов к повышению доступности и качества образования. Результатом их реализации будет расширение возможности обучающихся для получения современного образования. 

Остановлюсь кратко на каждом из приоритетных образовательных проектов.

СЛАЙД: Приоритетный проект: «Современная образовательная среда»

Данное направление реализуется за счет: обновления содержания образования, развития образовательной инфраструктуры, формирования системы учительского роста.

Новое содержание образования обеспечивается путем введения образовательных  стандартов и  концепций предметных областей.

В Ленинградской  области  в 2016-2017 учебном году  более 80% школьников обучаются по обновленным образовательным программам и учебникам, к 2018 году планируется – 100%.

С 1 сентября дети  перешли на обучение по стандартам для обучающихся с особыми возможностями здоровья.

Во всех детских садах реализуются стандарты дошкольного образования.

Задача поэтапного введения стандартов остается приоритетной.

На новом этапе необходимо обеспечить преемственность образовательных программ всех уровней образования. Создать   в 100 % школ условия для формирования у обучающихся навыков проектно-исследовательской деятельности.

Важной составляющей содержания образования является реализация  воспитательной компоненты образовательных программ.

Стратегические ориентиры воспитания, заложенные в региональной  Концепции, воплощаются в разнообразных творческих, гражданско-патриотических и научно-технических образовательных проектах.

Реализуется новое направление  - Российское движение школьников. В области действуют 18 пилотных площадок (10-федерального уровня, 8 – регионального).

Мы продолжим осуществлять поддержку школ, реализующих современные подходы и программы воспитания.

Показателем современной образовательной среды является доля общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность  в одну смену. В Ленинградской области данный показатель на конец 2016 года  составляет 97,97 %.

Планируется, что к 2020 году будет ликвидирована 2 смена в начальной школе, к 2022 году – в основной школе.

Хочу особо отметить, что мы должны не только вкладывать все свои ресурсы в строительство или ремонт школ, но создавая Школы нового типа,  не забывать о достижении новых качеств образовательного процесса.

Новые требования к качеству образования предполагают мотивирующее руководство педагогическим кадрами.

Нашими задачами являются

отработка профессионального стандарта педагога, системы учительского роста и повышение престижа учительской профессии;

обеспечение взаимосвязи уровня оплаты труда учителя с уровнями профессиональных компетенций.

СЛАЙД: Приоритетный проект: «Современная цифровая среда»

Проект направлен на повышение качества и расширение возможностей непрерывного образования через использование цифрового образовательного контента (он-лайн курсов).

В системе образования Ленинградской области уже накоплен значительный опыт по использованию электронного и дистанционного обучения.

Начиная с 2016 года реализуется инновационная программа «Мобильная Электронная Школа», которая станет ресурсом для достижения результатов проекта. 

СЛАЙД: Приоритетный проект: «Доступное дополнительное образование для российских детей» 

Проект направлен на развитие региональных моделей организации дополнительного образования детей  и системы выявления и поддержки одаренных детей.

К 2020 году в рамках проекта планируется обеспечить охват дополнительным образованием более 80 % детей в возрасте от 5 до 18 лет, в том числе 20% – программами технической и естественнонаучной направленности.

В настоящее время в области охват детей дополнительным образованием составляет 72 %, из них 13 % обучаются по  программ научно-технического творчества; 10% – по  программ естественно-научной направленности.

Формируются условия для достижения результатов проекта.

Создано 4 региональных ресурсных центра по технической, спортивной, естественнонаучной и художественной направленности.

Решается вопрос по созданию и организации работы распределенного регионального технопарка. В 2016 году создано 9 площадок технопарка. К 2020 году планируется создание  20  лабораторий. Осуществляется поддержка социально-ориентированных, общественно-полезных некоммерческих организаций, в этом году действует 37 субъектов малого и среднего предпринимательства.

В области создана сеть организаций по поддержке одарённых детей,  функционируют 18 муниципальных центров и 2 региональных центра.

В этом году одаренные обучающиеся наиболее результативно проявили себя в различных конкурсных мероприятиях федерального уровня.

 «Международные олимпиады по общеобразовательным предметам и всероссийской олимпиады школьников» – 8 лауреатов премии;

«Олимпиада Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» - 4  лауреата премии.

В целях достижения поставленных задач  проекта необходимо сосредоточить усилия: на развитии сетевых моделей дополнительного образования  и  новых форм сопровождения одаренных детей.

СЛАЙД: Приоритетный проект: «Рабочие кадры для передовых технологий»

Ключевыми  положениями проекта являются внедрение стандартов СПО по новым и перспективным профессиям, развитие движения «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».

В области создаются условия для достижения высокого качества подготовки выпускников системы СПО, соответствующего современным стандартам и передовым технологиям (в т.ч. требованиям Ворлдскиллс Россия).

Организованы проектные группы школьников 10-17 лет по присвоению компетенций из перечня чемпионата Джуниорскиллс.

По итогам Регионального чемпионата г. Санкт – Петербург, который прошел в сентябре 2016 года, студенты из профессиональных образовательных организаций Ленинградской области по сумме баллов заняли 1-ые места в компетенциях «Токарные работы на станках с ЧПУ» и «Дошкольное воспитание; 2-ые места в компетенциях «Облицовка плиткой» и  «Фрезерные работы на станках с ЧПУ».

В октябре 2016 года Иванов Максим студент Тихвинского промышленно-технологического техникума им. Е.И. Лебедева занял второе место на корпоративном чемпионате АО «Объединенная судостроительная корпорация» по стандартам WorldSkills в компетенции «Металлообработка (работа с листовым металлом)»

В этом году особый акцент будет на:

профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и сертификации;

развитии профориентации у учащихся школ, в том числе за счет развития специализированных центров компетенций, созданных на базе образовательных организаций профессионального образования с участием работодателей.

Значительное внимание мы продолжим уделять развитию международного движения  «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).

СЛАЙД: Приоритетный проект: «Вузы как центры пространства создания инноваций»

Основной целью проекта является обеспечить к 2025 г. глобальную конкурентоспособность ведущих российских университетов; создать в регионах РФ университетские центры инновационного, технологического и социального развития.

В Ленинградской области функционирует 2 образовательные организации  высшего образования, подведомственных комитету.

На базе образовательных организаций осуществляется подготовка специалистов с высшим образованием педагогического, юридического, экономического, аграрного профилей, а также специалистов  инженерно-технического профиля по 20 программам высшего образования и 13 программам среднего профессионального образования. Успешно работает аспирантура.

Сегодня в вузах обучается по программам высшего образования более 20 000 студентов, по программам среднего профессионального образования обучается более 1500 студентов.

Развитие образовательных организаций высшего образования как центров создания инноваций будет приоритетом региона на ближайшую перспективу.

Уважаемые руководители!

Реализация стратегически значимых проектов образования  является ключевой  задачей обеспечивающей повышение качества образования. Для решения вопросов по выполнению проектов в области создана рабочая группа,  разрабатываются и будут утверждены  дорожные карты проектов.

Обсуждению способ и форм достижения результатов проектов. будут посвящены  секционные заседания. 

© 2001-2017 гг. Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.